Эссе "Я - педагог"
Весеннее утро не очень
приветливое. Моросящий дождь вперемешку со снегом торопит меня на автобусную
остановку. «Доброго утра!» – говорю себе мысленно, глядя в окно автобуса на просыпающийся
город, и с нетерпением жду встречи с моими воспитанниками в детском саду.
Невольно вспоминаю как
я – худенькая девочка с торчащими из-под косынки кудряшками, собирала во дворе
соседских малышей, наряжала их в экзотические костюмы из бабушкиного сундука и
готовила музыкальные спектакли. На них собирались взрослые всей улицы со своими
табуретками и скамейками, которыми
занимали большую часть двора перед импровизированной сценой. Наши
выступления всегда проходили под бурные аплодисменты зрителей и щедро
вознаграждались сладкими призами! Наверное, организация этих спектаклей и была зачатком
моей будущей профессии – музыкального руководителя.
Полностью согласна со словами
замечательного педагога-новатора советского периода В.А. Сухомлинского: «Среди
многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит
музыке. Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно
полноценное умственное развитие ребенка. Музыка - воображение - фантазия -
сказка - творчество – такова дорожка, идя по которой, ребенок развивает свои
духовные силы».
Сама я повзрослела, а
моими подопечными так и остались дети! Входя в детский сад, я погружаюсь в
благодатную атмосферу теплоты и любви. На все смотрю глазами ребенка. Вот оно
настоящее счастье – никогда не расставаться с
детством! С искренней любовью и приветливой улыбкой встречаю каждого
входящего в детский сад ребенка: «Здравствуй, малыш! Я рада тебя видеть!» А в
ответ получаю нежные объятия и сбивчивый рассказ о новых нарядах и игрушках,
которые подарили им заботливые родители.
«Мы петь сегодня
будем?» – интересуются дети. «Конечно, я приготовила для вас сюрприз», –
отвечаю с улыбкой, разжигая любопытство маленьких поклонников музыки. Знаю,
детство невозможно без музыки, как невозможно оно без игры и сказки. Ведь душа
ребенка – это душа чуткого музыканта. В ней туго натянутые струны, и если
суметь прикоснуться к ним, зазвенит чарующая музыка!
А мой сюрприз может
быть спрятан в старинном сундуке, шкатулке, волшебном портфеле или даже в
валенке. Сегодня дети найдут за искусственным сугробом корзину с подснежниками.
Только вот цветы эти не простые, а с творческими заданиями: сыграть в оркестре,
изобразить подснежники в танце, исполнить по цепочке любимую песню о цветах…
Творческие задания я включаю в каждое занятие. Ведь они развивают у детей
ассоциативное мышление, воображение, фантазию, выразительность движений,
способность принимать нестандартные решения. Маленькие музыканты с открытой
улыбкой и заинтересованным взглядом
заходят в зал. Ждут встречи с новым и необычным. Ведь каждый день я
стараюсь наполнить яркими эмоциями и красками. Но есть у детей и любимые
задания: найти «заблудившуюся песенку» – узнать ее с изменением регистра и
темпа, выложить и сыграть ритмическую цепочку, исполнить знакомую песню по
ролям. С не меньшим восторгом юные артисты выполняют этюды психогимнастики на
выражение эмоций, развитие внимания, игры-перевоплощения. Наблюдая за маленькими
«звездочками», не перестаю восхищаться: как быстро они учатся и взрослеют. С
удовлетворением в каждом из них вижу частичку себя: манеру исполнения, жесты,
слова. Об этом же свидетельствуют и рассказы родителей: «недавно дома проводил
музыкальное занятие», «вчера играла на детском фортепиано, изображая Екатерину Владимировну».
В конце занятия, провожая машущих мне рукой ребятишек, думаю: «Кем же станут
наши крошки, какими вырастут?» Очень надеюсь, что все они обязательно будут
добрыми людьми. Ведь через любовь к музыке я учу их доброму и светлому:
замечать красоту вокруг себя, любить окружающий мир, сопереживать всему живому.
Мое общение с детьми не
ограничивается рамками музыкальных
занятий. Вот мы с воспитателями и детьми идем на прогулку слушать музыку
весны. Солнце теплыми лучами коснулось земли, и погода потеряла утреннюю
суровость. Ненадолго замолкаем, закрываем глаза и наслаждаемся щебетанием птиц,
подражаем низкому голосу вороны, аккомпанируем на бубенцах песню капели.
Неповторимая музыка природы наполняет детей и взрослых восторженными эмоциями.
Хочется петь, читать стихи и непременно играть в любимые игры. Но подошло время
тихого часа для шумной ребячьей ватаги, а взрослым пора объединиться для
сотворения чудес.
Сегодня педагоги и
родители превращают кусочки ткани, бумаги и другого подручного материала в костюмы,
декорации, атрибуты для игр. Все с легкостью перевоплощаемся в героев сказок,
поем, танцуем и по-детски радуемся собственным достижениям. Дружная
детсадовская семья готовится к Дню театра. А впереди еще много традиционных
творческих встреч: День смеха, Праздник весны, Фестиваль солдатской песни… Как
приятно смотреть на искрящиеся глаза взрослых, спорящих о выборе репертуара,
горячо обсуждающих наши творческие планы на будущее!
День промелькнул
незаметно, на одном дыхании. С чувством удовлетворения еще раз окидываю
взглядом музыкальный зал, неохотно прощаюсь с детским садом до завтра. Длинная
дорога домой позволяет подвести итоги уходящего дня. В памяти всплывают яркие
эпизоды сегодняшнего плодотворного общения с коллегами, детьми и их родителями…
Я благодарна судьбе
и, в первую очередь, своей замечательной
бабушке –педагогу с огромным стажем работы с детьми. Она заметила, что музыка –
это мое будущее! И действительно, все в жизни происходит не зря: наши детские
дворовые спектакли, ежегодные летние каникулы в Доме пионеров, уже в качестве
вожатой, хоровая студия, музыкальное училище…
Все правильно, так и
должно было случиться, что я выбрала единственно верное направление своей
профессиональной деятельности!
Комментариев нет:
Отправить комментарий